четверг, 5 апреля 2012 г.

Игры на развитие мышления у дошкольников.

Для малышей 2-3 лет:

Сортировка игрушек

sortirovka
Двухлетние дети любят свои игрушки. Чем больше вы придумываете игр, в которых участвуют их игрушки, тем больший восторг это у них вызывает.

Сядьте на пол со своим малышом и разложите перед собой побольше игрушек.
Начинайте сортировать их по цвету. «Давай выберем все красные игрушки и сложим их в отдельную кучку».
Еще можно сортировать игрушки по размеру или иным качествам (игрушки на колесиках, игрушки-животные и т.п.).
Спросите малыша, как можно, по его мнению, рассортировать игрушки. Способов можно придумать много, особенно, если вы поможете малышу.

Высоко-низко (на развитие диалектического мышления)

Взрослый предлагает ребятам проходить через разные «ворота» – высокие или низкие. Если ведущий говорит, что ворота высокие, то можно идти прямо, а если низкие – надо наклониться.
Дети идут по кругу, и кто вовремя не наклонился, садится отдыхать.
Игра может быть усложнена, в нее могут быть введены разные оттенки: очень высокий (прыгнуть вверх), очень низкий (проползти) и т.п.

Тяжелый-легкий (на развитие диалектического мышления)

Игра, аналогичная предыдущей. Каждому ребёнку дается пустая сумка или пакет. Детям говорят: «Каждый из вас несет сумку. Сумка может быть тяжелая и легкая. Покажите, как несут легкую сумку». Дети показывают. «Теперь покажите, как несут тяжелую сумку. Так. А теперь можно играть. Вы будете как будто нести сумки, а я буду говорить, какие они у вас: тяжелые или легкие. И вы так и будете нести каждый свою сумку».
Здесь тоже можно ввести оттенки: очень тяжелая сумка (сумка ставится на пол) и очень легкая (сумка складывается).
Аналогично можно построить большое число игр: «быстро-медленно», «грустно-весело», «жарко-холодно», «светло-темно» и т.п.

Смешные глупости

Вместе с малышом начните рассматривать его любимую книжку.  Задавайте ему по картинкам вопросы, которые являются неверными.  Если на картинке нарисованы пасущиеся коровы, спросите: «Это собака ест травку?».  Если на картинке медведи обнаружили Машу, спящую в их кровати, спросите: «Этого мишку зовут Машей?».

Билет на одну поездку на корове

Вырежьте прямоугольные билетики из цветной бумаги. Бумага должна быть достаточно прочной. Отлично подойдет для данной цели картон.
Спросите у ребенка, не хочет ли он прокатиться на корове. Попросите у него голубой билетик.
После того как вы получите от него нужный билет (помогите малышу, если он плохо разбирается в цветах), усадите его на колени покачайте вверх-вниз. Помычите при этом: «Му-у, му-у».
Продолжайте в том же духе: просите билетик того или иного цвета и издавайте звуки различных животных.
С малышом ограничьтесь 2-3 цветами, а ребенок постарше вполне справится с бόльшим количеством названий и цветов, и животных.
Скоро малыш будет сам сообщать вам, на ком он желает прокатиться.
Поощряйте ребенка использовать в этой игре плюшевых животных.

Дом, который построили… мы!

Хорошенько вымойте тетрапак из-под молочных продуктов (он очень похож на домик).
Снабдите ребенка самоклеящимися цветными листочками бумаги, и пусть он приклеивает окна, двери и вообще украшает дом.
Во время прогулки взгляните внимательно на ваш собственный дом. Обсудите с ребенком, как выглядят и для чего нужны двери, окна, труба, ступеньки и прочее.
От этой игры малыша будет не оторвать.

Игры для детей 4-6 лет:

Говори наоборот

Игра способствует развитию умения выделять противоположности. Ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький».
Можно предложить следующие пары слов: большой-маленький, толстый-тонкий, черный-белый, старый-новый, горячий-холодный, пустой-полный, легкий-тяжелый, чистый-грязный, ученик-учитель, больной-доктор, ребёнок-взрослый, лед-вода, силач-слабак, артист-зритель, ходить-стоять, смеяться-плакать и т.д.

Кто кем будет?

В этой игре ребёнку предлагаются названия предметов и явлений, а он должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут.
Итак, кем будет… яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, ученик, больной, слабый, день, лето и т.д.
При обсуждении ответов детей важно подчеркивать, где это возможно, различные варианты ответов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея.

Кто кем был?

Игра, обратная предыдущей. Здесь ребёнок должен сам догадаться, в результате каких изменений возник тот или иной предмет. Для этого он должен ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), дедушка (мальчиком), крокодил (яйцом), лошадь (жеребёнком), корова (теленком), дуб (жёлудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), хлеб (мукой), шкаф (бревном), велосипед (железом), рубашка (тканью), дом (кирпичами), лето (зимой), день (ночью), учитель (учеником).

Поезд

Подготовьте 20 картинок одинакового размера. Каждая картинка – это «вагончик». Все картинки должны быть разными. Играющим раздается равное количество картинок. Игру начинает ведущий. Он говорит: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку-вагончик. Но вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий играющий положил свой вагончик, его нужно скрепить с моим вагончиком. А для этого надо придумать, чем похожи картинки.
Например, я кладу картинку, на которой нарисована тарелка. С ней можно скрепить картинку с ложкой, потому что тарелка и ложка – это посуда. Ложку можно скрепить с лопаткой, потому что они сделаны из металла. Так каждый по очереди может класть свои картинки-вагончики, надо только объяснить, как они скрепляются, чем они похожи». Главное, чтобы ребёнок мог назвать свое скрепление.
Затем картинки перемешиваются, и все набирают себе новые картинки. А потом можно менять и сам набор картинок.

Ассоциации

Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например:
ВЕРБЛЮД – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.
Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий